Группа ученых, писателей и правозащитников написала открытое письмо президенту Франции Эммануэлю Макрону , призвав Францию «активизировать свое участие в урегулировании англоязычного кризиса в Камеруне» на фоне продолжающихся сообщений о «бесчеловечном насилии».»
В течение последних двух лет северо-западные и юго-западные районы Камеруна, где преобладает английский язык, сотрясались волнениями после того, как сепаратисты провозгласили независимость Амбазонии. До 3000 человек были убиты в ходе столкновений между сепаратистами и правительственными войсками, и более полумиллиона покинули свои дома с момента начала восстания.
Письмо было опубликовано в понедельник, чтобы совпасть с началом второго Парижского мирного форума, в ходе которого 27 глав государств — в том числе многолетний президент Камеруна Поль Бийя — встретились с лидерами деловых кругов и НПО для обсуждения решений глобальных проблем, с акцентом на поиске «инновационных и долгосрочных решений.»
‘Тревожное и разочаровывающее молчание’
С самого начала англоязычного кризиса в 2017 году международное сообщество неохотно включалось в этот конфликт и выступало его посредником. Только в июне этого года Швейцария объявила, что она поможет правительству Камеруна провести переговоры с повстанцами, чтобы положить конец кризису. Ребекка Тинсли, основатель правозащитной организации Waging Peace и один из подписантов открытого письма, говорит, что медленная реакция в конечном итоге сводится к геополитике и глобальной борьбе с экстремистской группировкой «Боко Харам».
Англоязычный кризис был отмечен демонстрациями, призывающими к освобождению задержанных англоязычных активистов из-за предполагаемой дискриминации в пользу франкоязычного большинства страны
«В основном, правительство Камеруна использует своих собственных солдат для борьбы с терроризмом от имени глобального Севера», — сказала она. «В северной части Камеруна есть люди из Боко Харам, тысячи из них, вызывая хаос. Речь идет о том, что Вооруженные силы Камеруна являются наемным ополчением. Так что [Камерун] как бы прививает себя от критики.»
Франция также поддерживает прочные деловые и военные связи с Камеруном — основной фактор, который, по словам Тинсли, способствовал ограниченному участию Франции в кризисе. «В конце колониального периода Франция никогда по-настоящему не покидала своих бывших колоний», — говорит она. «У [Камеруна] есть нефть, полезные ископаемые и древесина, и французы очень заинтересованы в военном и экономическом будущем Камеруна. Существует тревожное и разочаровывающее молчание со стороны страны, которая должна оказывать давление на президента Бию в связи с его послужным списком в области прав человека.»
‘Руанда в замедленной съемке’
Англоязычный кризис был описан некоторыми аналитиками как «Руанда в замедленном движении», причем как правительственные войска, так и сепаратистские повстанцы регулярно обвинялись в военных преступлениях и вызывающих беспокойство актах насилия.
«Это срочно: бесчеловечное насилие в Камеруне не должно достичь масштабов того, что произошло в Руанде в 1994 году», — говорится в открытом письме. «В то время как вооруженные негосударственные группы и бандиты используют мачете для нанесения увечий, пыток и обезглавливания, правительственные войска совершают такие преступления против человечности, как внесудебные казни и поджоги деревень.»
На фоне беспорядков сепаратисты также усилили блокаду в городах и поселках, заставляя многие школы оставаться закрытыми в течение четырех учебных лет подряд.
Мир в пределах досягаемости?
Под международным давлением в прошлом месяце Бия провела национальные мирные переговоры, получившие название «крупный национальный диалог».»Он объявил об освобождении 333 задержанных, арестованных за их предполагаемую роль в восстании в Амбазонии, однако лидеры повстанцев быстро отклонили это решение как политический трюк.
В ходе Парижского мирного форума во вторник Бийя упомянул об осуществлении «особого статуса» для северо — западных и юго-западных англоязычных регионов-потенциального решения, которое подверглось критике после того, как оно впервые появилось в качестве важной рекомендации октябрьских мирных переговоров.
Тинсли говорит, что долгосрочное решение англоязычного кризиса в конечном счете потребует привлечения внешних игроков, причем Франция и Ватикан, вероятно, будут иметь наибольшее влияние на мирных переговорах.
«Переговоры [под руководством камерунца] никогда на самом деле не доходили до сердца, почему есть этот ужасный conflict…it не было никакого доверия вообще», — сказала она DW. «Единственные силы, которые будут иметь какое-либо реальное влияние Бии-это Ватикан, потому что это религиозная страна и французское правительство…они оба в состоянии подтолкнуть Бию к участию в переговорах, которые были предложены в Швейцарии.»
Тинсли надеется, что Макрон прислушается к обеспокоенным призывам наблюдателей.
«Макрон понимает, что Франции необходимо отойти от своей традиционной роли во франкоязычной Африке…он захочет найти более позитивную роль для Франции в регионе в будущем.»
Парламентские выборы назначены на февраль
В знак того, что президент Бия может предпринять дальнейшие шаги по урегулированию кризиса, правительство объявило о проведении новых парламентских выборов 8 февраля 2020 года.
Последние парламентские выборы состоялись в 2013 году на пятилетний срок, однако с тех пор новые выборы дважды откладывались.
Камерунский активист и политик Ка Валла сказала DW, что она скептически относится к тому, какое влияние могут иметь выборы.
«У нас есть эта культурная проблема в избирательной системе, которая последовательно приводила к плохим выборам в Камеруне», — говорит она. «Мы выбираем парламентариев, у которых нет ни одного power…so выборы совершенно бесполезны.»
«Мы должны примирить страну. Большинство регионов страны [подвергаются насилию]. Нам нужно обсудить новую форму государства и действительно децентрализовать его. Выборы — это последний шаг, а не первый.»